КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ РЕБЕНКА ЗАНЯТИЯМИ ФИЗКУЛЬТУРОЙ
Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Ни в коем случае не следует принуждать ребенка к выполнению того или иного движения или превращать занятия в скучный урок. Дети 3-го года жизни еще не испытывают потребности учиться в буквальном смысле слова. В связи с этим занятия должны проходить в виде игры. Постепенно вовлекайте ребенка во все новые игры и забавы, систематически повторяя их, чтобы ребенок закрепил изученные движения. Прекрасно, если вы ободрите ребенка похвалой, удивитесь тому, какой он крепкий, ловкий, сильный, сколько он уже умеет. Пробудить у ребенка интерес к занятиям поможет также демонстрация его умений перед остальными членами семьи или же его сверстниками. Так постепенно у ребенка развивается уверенность в своих силах и стремление учиться дальше, осваивая новые, более сложные движения и игры. Если у ребенка нет желания заниматься, проанализируйте причины такого негативного отношения к занятиям, чтобы в дальнейшем создавать более благоприятные условия. Кроме похвалы и поощрения, стимулом для детей может служить и убедительное объяснение, почему так необходимы занятия физкультурой (чтобы он не был похож на неуклюжего медвежонка, чтобы его не перегнали другие дети и т. д.). Активный интерес к физическим упражнениям пробуждают у детей разнообразные игрушки и предметы, которые имеются в доме (мячи, обручи, круги, кегли, скакалки, кубики, а также санки, лыжи, надувные игрушки, качели, лесенки). Дети, которые лишены таких игрушек, имеют, естественно, меньший двигательный опыт, а потому и менее ловки и проворны, менее подвижны и смелы, у них замедленная реакция. Ребенку нужно предоставить возможность что-нибудь катать, бросать, брать предметы разных величин, формы и цвета, безопасно лазать, взбираться по лестнице, качаться и т. п. К сожалению, в современных квартирах нет условий для полноценного двигательного развития ребенка, поэтому родителям следует создать все необходимые условия на улице, покупать разнообразные игрушки, которые бы непосредственно побуждали детей двигаться. Часто в семье склонны приобретать очень дорогие, но совершенно бесполезные для здорового роста ребенка игрушки. В связи с этим помните: чем лучше вы научите ребенка радоваться движению и пребыванию на природе, тем лучше подготовите его к самостоятельной жизни.
Основные принципы закаливания
Закаливание - это комплексная система оздоровительных воздействий, направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости организма к вредным метеорологическим и другим факторам.
Что происхоит в организме при закаливании?
1.Тренируются нервные окончания, чувствительные к температурным воздействиям.
2.Природные факторы - солнце, воздух и вода - действуют на сосудистый аппарат кожи и подкожной клетчатки (это образования - важнейшая часть аппарата физической терморегуляции).
Самый доступный вид закаливания - воздушные ванны. В помещениях для детей 1,5 -3 лет температура не должна превышать 20 <sup>0</sup>С и 18 <sup>0</sup>С для детей старше.
ПРАВИЛА:
- не следует кутать ребенка, так как это приводит к перегреванию организма;
- одевать детей нужно по погоде на данное время дня,оенью и зимой одежда должна быть достаточно теплой и удобной,но не слишком тяжелой;
- ребенок должен максимально пребывать на открытом воздухе,при этом повышается тонус нервной системы,возрастает работоспособность, улучшается работа сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной системы, эндокринных желез; в крови увеличивается количество гемоглобина.
ХОДЬБА БОСИКОМ - замечательное закаливающее средство. На поверхности стопы имеются много температурных рецепторов, которые связаны со слизистой оболочкой дыхательных путей, а также практически со всеми внутренними органами.
СОЛНЕЧНЫЕ ВАННЫ обладают многосторонним действием на организм, несут оздоровительное значение: бактерии под действием солнечных лучей погибают, повышается сопротивляемость организма к простудным и болезнетворным факторам. Но не следует забывать о вреде черезмерно долгого пребывания на солнце (солнечные ожоги, солнечный удар и т.д.). Полезно принимать солнечные ванны в движении.
Более сильным, чем воздух, закаливающим средством является вода. Все традиционные методы водного закаливания делятся на местные (обтирания, обливания, души, купания) и общие (умывания, мытье рук и ног,игры с водой).
Закаливающие процедуры принесут пользу при соблюдении правил и основных принципов:
- посоветуйтесь с участковым педиатром по выбору методов закаливания с учетом состояния здоровья ребенка;
- постоянно обеспечивайте поступление свежего воздуха в помещение, правильно сочетайте температуру воздуха и одежды ребенка;
- постепенно увеличивайте силу закаливающего фактора (воздуха, воды, солнца);
- закаливание проводите систематически и последовательно, чтобы не исчез доступный эффект;
- добиваться положительных эмоций у ребенка во время закаливающих процедур;
- комплесно используйте природные факторы и климатогеографические условия;
- устраивайте ежедневные прогулки ребенка, даже в ненастную погоду, зимой он должен быть на воздухе не менее 3,5 - 4 часов;
- для усиления закаливающего эффекта применяйте контрастное обливание стоп;
- после каждой прогулки босиком энергично растирайте ступни и массируйте икроножные мышцы;
- научите ребенка систематически полоскать рот и горло водой комнатной температуры ( 1/3 стакана на 1 полоскание), что способствует закаливанию носоглотки, предупреждает разрастание миндалин и аденоидов;
- наблюдайте за состояние ребенка, за его реакцией на закаливающие процедуры.
<font color="#800080" face="georgia, serif"> Задачи родителей - сделать закаливание обязательным компонентом здодового образа жизни ребенка с превых дней его жизни. </font>
<font color="#800080" face="georgia, serif">Самое гланое - не прекращайте закаливания! </font>
Роль физкультуры в жизни ребенка
Фундамент здоровья, физического и психического, закладывается именно в детстве. Здоровье малыша, развитие его интеллекта, формирование характера, воспитание у него полезных навыков и умений – вот важнейшие задачи, стоящие перед родителями. Прочное место в режиме дня семьи должна занять физическая культура, важно приучать ребенка к правильному режиму, закаливать его. Но чрезмерная заботливость («Не бегай слишком много и слишком быстро, а то вдруг вспотеешь! Не прыгай, а то ушибешься! Не лазай, а то упадешь!) не делает ребенка здоровее. Ведущей системой в организме ребенка является скелетно-мышечная, а все остальные развиваются в прямой зависимости от нее. Процессы жизнедеятельности прежде всего зависят от двигательной активности. Другим словом, чем активнее работают мышцы, тем более жизнеспособен человек. Нагружая мышечную систему, вы не только воспитаете ребенка сильным и ловким, но и разовьете его сердце, легкие, все внутренние органы. Бег, например, заставляет быстрее биться сердце. Естественно, с большим напряжением в это время работают легкие, почки, печень, так как усиливаются обменные процессы. Включение скелетно-мышечной системы в напряженную работу ведет к совершенствованию всех органов и систем, к созданию тех резервов мощности и прочности организма, которые и определяют меру здоровья. Движение – это путь не только к здоровью, но и к развитию интеллекта. Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности. Дети становятся более внимательными. Малыш овладевает необходимыми двигательными навыками постепенно, поэтому необходимо соблюдать определенную последовательность в освоении движений, правильно сочетать основные виды движений и упражнений.
Вот некоторые рекомендации:
- сочетать различные виды ходьбы с видами бега: помогает ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении; - упражнения на равновесие: освоение ходьбы и бега на уменьшенной и приподнятой от земли площади опоры;
- обучение прыжкам: от простых упражнений в подпрыгивании на месте к более сложным – спрыгиванию, прыжкам в длину с места и с продвижением вперед;
- игры и упражнения с мячом: прокатывание мяча, бросание его о землю, в цель, на дальность; - упражнения в лазании: от несложных упражнений в ползании, перелезании к более трудным заданиям – влезанию на гимнастическую стенку, лесенку.
Игры и упражнения на воздухе во время летнего оздоровительного периода призваны решать целый комплекс оздоровительных задач. Варианты проведения подвижных игр и физических упражнений на воздухе могут быть различны:
Вариант I. Подбираются упражнения, обеспечивающие нагрузку на все группы мышц, разной интенсивности с постепенным повышением нагрузки и снижением ее в конце занятия. При их проведении обеспечивается достаточно высокая моторная плотность (80-85 %).
Вариант П. Комплекс из однотипных физических упражнений (так называемого тематического характера), например, только из основных движений, либо из элементов одной или нескольких спортивных игр (баскетбол, футбол, хоккей), либо из спортивных упражнений (лыжи, санки и др.).
Вариант III. Подвижные игры (1-4) разной подвижности и с разными движениями.
Вариант IV. Комплексы подвижных игр и физических упражнений с определенной направленностью для дифференцированной работы с детьми (развитие ловкости, быстроты, упражнения в основных видах движений и др.). Например, подбираются различные упражнения в метании:
-
метание мяча малого размера (8-10 см) вперед, назад, в сторону и бег за ним;
-
подкидывание мяча вверх с одновременным подпрыгиванием и ловлей;
-
бросание мяча вдаль: «Кто дальше?»;
-
прокатывание мяча по скамейке (одним толчком): «Чей мяч дальше укатится?».
Вариант V. Сюжетные игры с движениями («Альпинисты», «Туристы», «Пограничники» и др.).
Вариант VI. Игры с элементами спортивного ориентирования.
Вариант VII. Индивидуальная работа с детьми.
Вариант VIII. Самостоятельная двигательная деятельность детей в специально созданной педагогом ситуации.
Вариант IX. Прогулки-походы в природу (раз в неделю).
здоровье в порядке - спасибо зарядке!
Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой, он сам стремится двигаться и охотно выполняет все новые и новые задания.
С детьми надо заниматься физическими упражнениями несколько раз в день. Утренние упражнения — сразу после сна, в результате чего «разминаются» мышцы, улучшается кровообращение в тканях. Зарядка помогает малышу быстро стряхнуть с себя остатки сна и включиться в дневной ритм, поэтому старайтесь как можно раньше воспитать у детей привычку делать утреннюю гимнастику, особенно у тех, которые с трудом просыпаются и неохотно встают с постели.
Продолжительность утренней гимнастики связана с возрастом детей. Трехлетний ребенок выполняет ее в течение 4—5 минут, а шестилетний занимается уже 10—12 минут Интенсивность нагрузки постепенно растет.
Во время зарядки лучше использовать легкие и уже хорошо знакомые малышу упражнения. Чтобы комплекс не наскучил ему, упражнения следует менять, а лучше всего использовать детскую и эстрадную музыку стишки. Например:
Просыпайся, поднимайся,Застилай свою кроватку,
Вместе сделаем зарядку! Руки вверх, руки вниз,
На носочки поднимись.Повтори наклон раз пять,
А теперь, дружок, присядь!
При подборе упражнений для утренней гимнастики обращайте внимание на последовательность выполнения упражнений.
- 1 или 2 потягивания, ходьба на месте, легкий бег;
- упражнения для рук и плечевого пояса;
- упражнения для туловища, ног;
- завершают гимнастику бег и ритмичная
ходьба.
ПРИУЧАЕМ РЕБЁНКА К АКТИВНОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
Физическое развитие в раннем возрасте тесно связано с умственным развитием ребенка. Раскрепощенный в движениях ребенок больше узнает о мире, его мозг получает больше информации для размышлений. Малыш чувствует себя увереннее, более контактен со взрослыми и со сверстниками. Поэтому важно не только совершенствовать основные движения маленького человека (ходьба, бег, прыжки, бросание), но и предложить ему ощутить связь движений со словом, научить согласовывать свои действия с действиями других.
Чтобы ребенок легко воспринял здоровый, активный образ жизни, он должен быть естественным для всей семьи. Пусть малыш видит, что вы тоже делаете зарядку бегаете, принимаете прохладный душ: дети очень любят подражать. Как верно замечено, личный пример, возможно, не идеальный метод воспитания ребенка, но это самый эффективный способ влияния на него. И если родитель говорит, как нужно поступать, а сам поступает по-другому, ребенок скорее воспримет то, что видит.
Мудро подходите к одеванию своих детей. Одевайте ребенка так, чтобы одежда не сковывала движений, позволяла ему всласть бегать, прыгать, лазить, ползать, играть в песке. Прежде чем бранить ребенка за испачканную или разорванную вещь, задайтесь вопросом: «Что для меня на самом деле важнее: одежда или развитие моего ребенка?».
Прекрасная возможность для физического и нравственного развития — самообслуживание и помощь взрослым. Малыш может приносить свой стульчик, учиться застилать кровать, одеваться, справляться со шнурками и пуговицами. Приучите ребенка складывать игрушки после игры, поначалу делая это вместе с ним:
он и к порядку будет привыкать, и тренироваться (собирая игрушки, много раз наклонится, присядет, осторожно перешагнет через лежащие на полу предметы). С огромным удовольствием (чувствуя себя взрослым!) малыш будет помогать вам по дому: подаст ложку со стола, принесет овощи для готовки, высыплет очистки в мусорное ведро. Проявляйте терпение на первых порах, когда малыш что-то может делать медленно и не очень ловко. Не торопите малыша и сами себя в своих ожиданиях — всему свое время. Ведь у вас тоже не все сразу получалось.
Полезным и радостным событием для ребенка может стать совместная уборка квартиры: выделите ребенку маленькую тряпку, которой он может вытирать пыль и даже вымыть уголок пола; заведите специально для него маленький веник. Вам это может показаться ненужной тратой времени, но если вы посмотрите на мир глазами ребенка, то поймете, как важно участие в подобных делах для его развития.
Итак, помните, что приучать ребенка к активному образу жизни можно не только посредством выполнения им физических упражнений, но и в ходе повседневных дел и общения. Определяющим моментом здесь выступают ваше желание, терпение, способность откликаться на желания и позывы своего ребенка.
СПОРТ - РЕЖИМ, А НЕ ЗАБАВА,
ПОИГРАЕМ ДЛЯ НАЧАЛА!
СПОРТИВНЫЙ УГОЛОК В КВАРТИРЕ
Наша страничка обращена к тем, кто готов ежедневно час из своего бюджета времени физическим упражнениям, ощущать наслаждение мышечных напряжений, постоянно преодолевать в себе инерцию сидячего образа жизни, идти к новым победам над самим собой.
Если вы не знаете, с чего начать, попробуйте свои первые шаги в физкультуру на домашнем стадионе. Конечно, слово «стадион» звучит слишком громко в небольшом спортивном уголке в вашей квартире. Но зато он построен вами, рассчитан на виши вкусы и возможности.
Прежде всего, выберите место для спортивного уголка. Хорошо, если для этого найдется 1-2 квадратных метра неподалеку от окна или балкона, где комната хорошо проветривается. Здесь, у стены разместите полочки или шкафчики для хранения мелкого спортивного инвентаря, тренажерных устройств. На полу расстелите небольшой коврик для занятий лежа. Если есть возможность, повесьте зеркало, чтобы контролировать правильность движений, свой внешний вид во время занятий.
Не начинайте оборудование спортуголка с покупки сложных и до- рогих тренажеров. Для начала приобретите более дешевый и мелкий спортинвентарь: гимнастический ролик, диск здоровья, легкие литые гантели, эспандер или резиновый бинт, массажёр. Все это можно хра-нить в шкафу или на балконе. В проеме двери, ведущей в комнате, укрепите съемную перекладину.
Если в семье есть дети дошкольного и младшего возраста, позаботьтесь о том, чтобы нашлось место и для их тренажеров.
КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ РЕБЕНКА ЗАНЯТИЯМИ ФИЗКУЛЬТУРОЙ Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Ни в коем случае не следует принуждать ребенка к выполнению того или иного движения или превращать занятия в скучный урок. Дети 3-го года жизни еще не испытывают потребности учиться в буквальном смысле слова. В связи с этим занятия должны проходить в виде игры. Постепенно вовлекайте ребенка во все новые игры и забавы, систематически повторяя их, чтобы ребенок закрепил изученные движения. Прекрасно, если вы ободрите ребенка похвалой, удивитесь тому, какой он крепкий, ловкий, сильный, сколько он уже умеет. Пробудить у ребенка интерес к занятиям поможет также демонстрация его умений перед остальными членами семьи или же его сверстниками. Так постепенно у ребенка развивается уверенность в своих силах и стремление учиться дальше, осваивая новые, более сложные движения и игры. Если у ребенка нет желания заниматься, проанализируйте причины такого негативного отношения к занятиям, чтобы в дальнейшем создавать более благоприятные условия. Кроме похвалы и поощрения, стимулом для детей может служить и убедительное объяснение, почему так необходимы занятия физкультурой (чтобы он не был похож на неуклюжего медвежонка, чтобы его не перегнали другие дети и т. д.). Активный интерес к физическим упражнениям пробуждают у детей разнообразные игрушки и предметы, которые имеются в доме (мячи, обручи, круги, кегли, скакалки, кубики, а также санки, лыжи, надувные игрушки, качели, лесенки). Дети, которые лишены таких игрушек, имеют, естественно, меньший двигательный опыт, а потому и менее ловки и проворны, менее подвижны и смелы, у них замедленная реакция. Ребенку нужно предоставить возможность что-нибудь катать, бросать, брать предметы разных величин, формы и цвета, безопасно лазать, взбираться по лестнице, качаться и т. п. К сожалению, в современных квартирах нет условий для полноценного двигательного развития ребенка, поэтому родителям следует создать все необходимые условия на улице, покупать разнообразные игрушки, которые бы непосредственно побуждали детей двигаться. Часто в семье склонны приобретать очень дорогие, но совершенно бесполезные для здорового роста ребенка игрушки. В связи с этим помните: чем лучше вы научите ребенка радоваться движению и пребыванию на природе, тем лучше подготовите его к самостоятельной жизни.